Жилищно-коммунальное хозяйство - сектор экономики, который работает по регулируемым ценам и тарифам. То есть тарифы на услуги коммунальных предприятий рассчитываются по специальным методикам и утверждаются соответствующими органами власти.
Тарифную политику в сфере ЖКХ формирует Правительство РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти - Федеральной службой по тарифам РФ, Минрегионразвития, Минпромэнерго, Минэкономразвития и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования - Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.
Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется:
- необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий
- необходимостью привлечения инвестиций в отрасль
- необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ
Основы тарифного регулирования в ЖКХ определены в федеральных законах: «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ), «Об электроэнергетике» (от 26 марта 2003г. №35-ФЗ) и др. - а также в ряде подзаконных актов:
- постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения"
- постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
- постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»
В ходе реформирования отрасли (с конца 1990-х годов) тарифная политика в сфере ЖКХ была ориентирована на поэтапное доведение тарифов для потребителей услуг до величины экономически обоснованных тарифов. Соответственно, бюджетные дотации предприятиям ЖКХ на покрытие существовавшей разницы поэтапно снижались. Еще одной составляющей в тарифной политике был постепенный отказ от перекрестного субсидирования, когда тарифы для населения искусственно снижались за счет завышения тарифов на услуги для промышленных предприятий.
Вместе с тем, предусматривались меры социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. А с 2006 года для сдерживания темпов роста тарифов на жизненно важные услуги стали устанавливаться предельные индексы изменения тарифов и индексы изменения платы населения за услуги ЖКХ. Индексы утверждаются по каждому субъекту РФ отдельно.
Совершенствование системы тарифного регулирования в последние годы сделало возможным переход от краткосрочных тарифов, устанавливаемых на срок 1 год, к долгосрочным - от 3 до 5 лет. Изменились используемые методы расчета тарифов. Помимо традиционного метода расчета тарифов на основе фактических затрат предприятия стали применяться и другие методы: метод доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование); метод индексации; метод сравнения аналогов.
Система тарифного регулирования в ЖКХ еще нуждается в доработке, чтобы в полной мере обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций, а также соответствовать инвестиционным потребностям отрасли.